Обычай дарить в праздник Пасхи яйца возник давным-давно.
По преданию, первое пасхальное яйцо преподнесла римскому императору Тиберию Мария Магдалина, которая пришла с вестью о Воскресении Христа. А в те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные люди приносили драгоценности, а бедные- то что могли. Поэтому Мария-Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо со словами: "Христос Воскресе!" Император язвительно заметил, что воскресение человека из мертвых - такое же иррациональное чудо, как, например, то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, как обыкновенное куриное яйцо стало кроваво-красным.
В память об этом удивительном событии верующие люди и дарят друг другу на Пасху яйца. Кто победнее - просто крашенные, кто побогаче - заковыристо украшенные. Те, кто просто неприлично богат, вместе с традиционными словами "Христос Воскресе!" дарят яйца Фаберже.
Традиция дарить пасхальные яйца - символ рождения жизни, воскресения - существовала в Европе с XVI века. Изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было и традицией, и старинным ремеслом в России. Еще задолго до Фаберже ювелирные яйца из драгоценных металлов и камней делались для русских царей. Но только Карл Фаберже и его художники, ювелиры, камнерезы, скульпторы-модельщики и миниатюристы сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня изящества, мастерства и творческой фантазии.
Конечно же, выбор подарка на Пасху зависит от вашей фантазии. Однако, есть обязательный атрибут пасхального поздравления. Невозможно представить себе пасхальное поздравление без красного или расписанного яйца. Обычай обмениваться на Пасху красным яйцом, говоря "Христос Воскресе!", очень давний.
Особое место среди работ Карла Фаберже занимают драгоценные пасхальные яйца-сувениры, изготовленные для российской императорской семьи. Хранящиеся внутри яиц великолепные сюрпризы - живописные миниатюры, крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов - являются шедеврами ювелирного искусства конца XIX - начала ХХ веков.
До конца мая в Сан-Франциско пройдет выставка работ Карла Фаберже. К сожалению в самом музее мне не разрешили снимать, но я нашла все эти невероятно красивые произведения искусства в интернете. В музее мне удалось узнать о биографии ювелира и об истории создания его чудесных творениях.
Петер-Карл Густавович Фаберже́ родился 18 мая 1846, в Санкт-Петербург. Его отец, Густав Фаберже, происходил из рода гугенотов, был ювелиром, имевшим своё дело с 1841 г. В 1860 г. В 14 лет Карл Фаберже вместе с родителями переезжает в Дрезден. Оттуда отец посылает его в путешествие по Европе, где Петр останавливается на длительное время, дольше всего он задерживается во Флоренции и Париже. В 1866 году Карл Фаберже возвращается в Петербург будучи уже полноправным мастером - работает вместе с Хискиасом Пендином, Августом Хольмстремом и Вильгельмом Раймером. Все они прежде работали у его отца. В 1868 г. к фирме присоединяется финский ювелир Эрик Колин, а в 1872 г. Карл Фаберже становится хозяином мастерской своего отца. Колин - его первый главный мастер.
Учётные книги Кабинета Его Императорского Величества свидетельствуют о соперничестве Фаберже за императорские заказы с другими более известными ювелирами, такими как Юлиус Бути, Эдуард Болин, Фридрих Кехли и Леопольд Цефтинген. Поначалу, его доля в заказах Двора была незначительной, но с годами она росла, Фаберже всё чаще упоминался в учётных книгах Двора. Ему удалось быстро завоевать расположение высших придворных чинов, оказывая бесплатные услуги по оценке, ремонту и реставрации ювелирных изделий в Эрмитаже. Свободный доступ к экспонатам позволил внимательно изучить технические приемы старых ювелиров, стилистические особенности изделий, выполненных в разные эпохи.
Ниша, во вкусах и запросах публики, открытая гением Фаберже, теперь заполнялась с его помощью - это был нескончаемый поток полезных вещей - портсигаров, ламп, звонков, часов, - превосходивших друг друга своей изобретательностью. Каждая из них обладала изысканной формой и совершенством. Мгновенно узнаваемые, они были превосходным символом статуса их владельца. Приобретая эти дорогие игрушки и безделушки, вы попадали в круг "избранных". Фаберже располагал группой уникально одаренных дизайнеров и высочайшей квалификацией своих избранных мастеров. Благодаря постоянному новаторству он легко опережал своих конкурентов. Именно это стремление к новизне позволяло ему утверждать, что в конце каждого года он отправлял в переплавку все вещи, которые оставались не проданными. Фаберже мог с гордостью сказать о себе в интервью журналисту: ".если сравнить с моим делом такие фирмы, как Тиффани, Бушеран, Картье, то у них, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1,5 млн. рублей. Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если её цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга". Это кредо отличало Фаберже от его конкурентов. Он также заявлял, что любая вещь, не соответствующая его жестким стандартам совершенства, уничтожалась.
Из 71 известных яиц до наших дней дошло только 62. Подавляющее большинство из них хранится в государственных музеях. Императорских яиц известно 54: до нашего времени сохранились 46 штук, сделанных по царскому заказу; остальные известны по описаниям, счетам и старым фотографиям и считаются утерянными. Только одно из них, "Георгиевское", смогло покинуть большевистскую Россию вместе с законной владелицей - в 1918 г., в багаже императрицы Марии Федоровны, уехавшей через Крым на свою родину, в Данию.
Остальные остались в Петрограде. Очевидно, большинство из них исчезло в неразберихе, прочие вместе с другими императорскими драгоценностями были перевезены в новую столицу, в будущее Алмазное хранилище Кремля. Там они хранились запакованными примерно до 1930 г., когда в рамках общей распродажи культурного наследия Советской России в поиске средств, по приказу Сталина 14 из них было продано, причём, как утверждают, некоторые по цене меньше чем 400$. Продажей занималось учреждение под названием Контора "Антиквариат". Большинство из них было приобретено Армандом Хаммером и Эммануэлем Сноумэном Варцким, английскими дилерами Фаберже.
После коллекции, хранящейся в Кремле, самое большое собрание удалось собрать нью-йоркскому магнату Форбсу. Оно включало 11 императорских яиц, несколько разрозненных "сюрпризов" из неизвестных или несохранившихся яиц, а также 4 частных яйца (всего 15). В феврале 2004 г. наследниками Форбса собрание предполагалось выставить на аукцион, где бы оно, вероятно, ушло поштучно, но за несколько дней до начала торгов коллекция была целиком перекуплена российским бизнесменом Виктором Вексельбергом. Виктор Вексельберг также учредитель культурно-исторического фонда "Связь времен" и в музейной выставке, с одноимёным названием, можно увидеть эту коллекцию в Москве.
Всего на исторической родине, в России, яйца Фаберже, ставшие одним из её символов, теперь можно увидеть в четырёх местах. В их число, кроме вышеупомянутых Оружейной палаты и собрания Вексельберга, входят: Русский национальный музей (частный музей в Москве Александра Иванова) и Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана РАН, Санкт-Петербург.
Так называемое "Куриное" яйцо снаружи было гладким и эмалированным, но когда его открывали, внутри оказывалась изготовленная из золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, была спрятана небольшая рубиновая корона( которая к сожалению не сохранилась до наших дней). Коллекция Вексельбергa
Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца - одно Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, и второе - Александре Федоровне, новой императрице.
Яйца изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней и т. д. В ход шли эмали и тонкая ювелирная работа. Подчас мастера экспериментировали с не очень традиционными материалами - горный хрусталь, драгоценные сорта древесины. Доказательством подлинности служит клеймо фирмы Фаберже.
Стоимость одного яйца по ценам рубежа XIX-XX вв. составляла 3000-8000 руб. (Российская Империя).
Иногда яйца крупнее натуральной величины и больше, чем кажутся по иллюстрациям: высота некоторых (с подставкой) могла достигать 20 см. Традиционно внутри каждого должен был содержаться какой-либо сюрприз. Часто это были миниатюры с портретами того, кому яйцо предназначалось и членов его семьи. Выполнялись также яйца-часы с заводными частями (петухами и кукушками).
"Яйцо с бутоном розы" 1895
Первое яйцо, подаренное Александре Федоровне. Сюрприз - роза (в память о Дармштате, родине императрицы, гордившемся своими цветами). Внутри цветка корона, внутри которой кулон (утеряны). Стиль неоклассицизм.
Первый владелец-Александра Федоровна
Коллекция Вексельбергa
"Коронационное" 1897
Копия Императорской кареты при коронации Николая II. Ювелир - Михаил Перхин, Георг Штейн. Самое знаменитое из яиц.
Первый владелец-Александра Федоровна
Коллекция Вексельбергa
"Курочка Кельха"1898
Повторяет иконографию первого императорского "Куриного" яйца.
Коллекция Вексельбергa
"Лавровое дерево" 1911
Также известно как "Апельсиновое дерево". Внутри - заводная птичка
Первый владелец-Мария Федоровна
Коллекция Вексельбергa
"Ренессанс" 1894
Ювелир - Михаил Перхин. Агат. Использован тип ларца Ле Роя 17 в., хранившийся в "Зеленых сводах" в Дрездене, на родине Фаберже. Сюрприз неизвестен, существует предположение, что им было хрустальное яйцо "Воскресение"
Коллекция Вексельбергa
"Двенадцать монограмм (Серебряный юбилей)"1895
Ювелир - Михаил Перхин. Яйцо было заказано новым императором для своей матери, привыкшей за десятилетие к подобным подаркам. Изделие украшено инициалами Марии Федоровны и погибшего Александра III, которые повторены по 6 раз. Сюрприз утерян.
Первый владелец-Мария Федоровна
Музей Хиллвуд, Вашингтон, США
"Яйцо с вращающимися миниатюрами"1896
Яйцо из горного хрусталя с 12 миниатюрами - видами памятных мест для императрицы Александра Федоровна
Первый владелец-Александра Федоровна
Худож. музей Вирджинии, Ричмонд, США
"Вдова (Пеликан)" 1898
Яйцо разворачивается на 8 пластин-миниатюр с учреждениями, основанными Вдовой Императрицей Марией Федоровной. Пеликан - символ благотворительности.
Первый владелец-Мария Федоровна
Худож. музей Вирджинии, Ричмонд, США
"Ландыши" 1898
Выдвигающиеся вверх три медальона с портретами императора и двух его старших дочерей Ольги и Татьяны. Мастер Михаил Перхин. Стиль модерн. Как утверждают, самое любимое яйцо императрицы.
Первый владелец-Александра Федоровна
Коллекция Вексельберг
И еще много прекрасных, чудесных произведений искусств, которые были созданы такими прекрасными мастерами, и красота которых не перестанет удивлять и радовать многих ценителей прекрасного по всей земле...
пятница, 27 марта 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий