пятница, 21 августа 2009 г.

2009 год глазами иранского писателя

   Недавно в который раз перерывала содержимое своего книжного шкафа с целью найти что-нибудь интересное

 для развлекательного чтения. И откопала из недр шкафа маленькую книжкуиранского писателя Феридуна

Тонкабони, "Избранные рассказы", изданную в 1985 году издательством "Радуга" (Москва), тиражом 50 000

экземпляров. Родился сей почтенный муж в 1937 году, и в аннотации к книге сказано, что "основная тема

рассказов, включенных в сборник, - проблемы времён правления шаха Мохаммеда Реза Пехлеви: коррупция,

инфляция моральных и нравственных ценностей в условиях ускоренной буржуазной модернизации общества,

<...> в мире, где правит чистоган". Одна эта аннотация меня, признаюсь, умилила, и побудила читать рассказы.

 

  Один из рассказов меня особенно растрогал. Называется он "ГОД 2009-й...", и конечно же, отражает

представления сего писателя о далёком будущем. Сейчас, когда 2009 год уже почти прошёл, читать эти прогнозы

очень интересно. Скорее, это мечты... Которые не чужды и нам, собственно, русским, сейчас, ничуть не меньше,

чем иранцам! Чтобы не быть голословной, привожу часть рассказа. Оговорюсь, что речь в мечтаниях иранца идёт

о национальном автопроме - автомобилях "Пейкан". В приводимом отрывке заменяю "Пейкан" на "Жигули".

    Найдите разницу!

 

".... - А сегодня что происходит?

Теперь его очередь удивляться:

      - Так ведь праздник! Как, вы не знаете?

 На какое-то время поворачиваюсь к телевизору, а потом замечаю:

     - Все только о "Жигулях" и говорят...

    - А как же! Завод уже выпустил пятьдесят миллионов. Сегодня как раз последняя машина с конвейера сошла.

<...>

    Подхожу к дому. Сажусь в свои "Жигули" и выезжаю. На первой же улице - пробка. Автомобили запрудили

всю улицу. Откуда-то спереди доносятся звуки музыки. 

<...>

 ... не сразу замечаю, что машина движется. Выскакиваю. Оказывается, стоящий сзади автомобиль тронулся

с места и толкнул мою машину. Я уже готов обрушить на его владельца проклятья: ведь нетрудно представить,

во сколько обойдётся теперь ремонт в мастерской. Но тот подходит ко мне, доброжелательно улыбается,

называет себя и вытаскивает из кармана пачку чеков. Я подумал, что он хочет возместить причиненный моей

машине ущерб, и оглядываю её: ничего существенного, вот только разбилась одна фара.

   - Пустяки! Не стоит, сам починю, - говорю я.

   - Почините? Поистине неслыханное дело! - отвечает он и добавляет, улыбаясь и протяшивая мне чек:

- В какой цвет вы бы хотели перекрасить машину?

   - Я и не думал этого делать.

   - Прекрасно, значит, вас устроит любой цвет!

Я явно ничего не понимаю. Кто из нас чокнутый - я или он? Смотрю на чек:

               "Банк  "Жигули"

По предъявлении настоящего чека прошу выдать его предъявителю автомобиль "Жигули" в количестве...

модель ... цвет... Подпись".   

    Мужчина видит, что я поражён, и охотно поясняет:

    - Дорогой друг! Вы, вероятно, недавно пожаловали к нам в город! Поэтому и не знаете некоторых

нововведений. Взамен старого автомобиля вы можете получить десять и двадцать пять чеков, и тогда новый

обойдётся вам вполовину, а то и ещё дешевле. Если ваш автомобиль сломался или попал в аварию, вы тут же

бросаете его и обращаетесь в ближайшее представительство "Жигули", предъявляете этот чек и получаете

новый...

    - После того, как старый починят? - говорю я.

    - Мы уже давно от ремонта отказались, - отвечает он.

    <...>

    - В наши времена ходила шутка, что "Жигули" из консервных банок...

    - Зато сегодня, когда наше экономическое положение можно назвать блестящим, консервные банки

делают из того же материала, что и "Жигули".

<...>

    - ... у "Жигулей" много разных марок, начиная с самого простого - такого, как у вас, до самого дорогого -

как у меня. Однако это вовсе не говорит о классовых противоречиях.  Эта проблема, назло утверждениям

разных там нигилистов и прочих оппозиционеров, давно снята. Любой рабочий, любой бакалейщик может

приобрести автомобиль "Жигули" - даже такой, как у меня. Предположим, для этого надо продлить кредит

на год, два, три... Что ж, желание покупателя - закон! Продление кредита - это, пожалуй, наша единственная

проблема.

    - Ясно.

    - Теперь рабочие "Жигулей" живут припеваючи. И получают машины в качестве своей доли от заводского

дохода.

    - Ну-у?!

    - А разве вы не видите, как они стараются для завода? Думаю, такой порядок вещей у нас надолго."

 

 

 

Вот ведь мечты... И про консервные банки так написано... Как будто это не иранец писал, а наш земляк. 

  

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий