вторник, 24 февраля 2009 г.

Никто

Борис Заходер

Никто

Завёлся озорник у нас.

Горюет вся семья.

В квартире от его проказ

Буквально нет житья!

Никто с ним, правда, не знаком,

Но знают все зато,

Что виноват всегда во всём

Лишь он один - НИКТО!

Кто, например, залез в буфет,

Конфеты там нашёл

И все бумажки от конфет

Кто побросал под стол?

Кто на обоях рисовал?

Кто разорвал пальто?

Кто в папин стол свой нос совал?

НИКТО, НИКТО, НИКТО!

- НИКТО - ужасный сорванец! -

Сказала строго мать. -

Его должны мы наконец

Примерно наказать!

НИКТО сегодня не пойдет

Ни в гости, ни в кино!

Смеётесь вы?

А нам с сестрой

Ни капли не смешно!

КТО ХОЧЕТ СТАТЬ МИЛЛИОНЕРОМ ИЗ ТРУЩОБ?

Экранизация знаменитой передачи "Кто хочет стать миллионером" стала практически глотком свежего воздуха в той приторной, бездушной и бесконечно рафинированной атмосфере современного кинематографа, переживающего затянувшийся бум высокотехнологичных спецграфических эффектов.

Не секрет, что в последнее время, в своем стремлении к визуальному идеализму многие режиссеры перестали обращать особое внимание на такие важные составляющие творческого продукта, как правдивость и искренность изложения, грамотное раскрытие проблематики и идейной составляющей фильма. К сожалению, существующая погоня за красивой картинкой превратилась для отдельных создателей фильмов в некую навязчивую идею, без которой (как считается) нельзя сегодня составить достойную конкуренцию на рынке кинопроката (не спорю, во многом это действительно так!).

Новый фильм британского режиссера Дэнни Бойла "Миллионер из трущоб" заметно выделяется на фоне тех "штампованных кинозаготовок", которые в таком изобилии предлагаются сегодня мировой киноиндустрией. И что самое удивительное, фильм не отличается поражающей воображение сюжетной историей, сногсшибательной актерской игрой, обилием новых режиссерских приемов. Финальная сцена прогнозируется уже на первых минутах просмотра.

Так почему же, такой "простоватый" (на первый взгляд) фильм завоевал одну из самых престижных кинематографических наград - "Золотой глобус" в номинации лучший драматический фильм 2008 года?

Может быть, всё дело в той легкости и неподдельной человеческой искренности с какой режиссер рассказывает зрителям историю простого бедного индийского мальчика, на которого неожиданно сваливается огромное состояние? А может, всё дело в изначально выигрышном сюжете?

История, рассказанная в фильме, стара, как мир, максимально предсказуема и стандартно цитирует вечные жизненные ценности - бедный, но порядочный и честный простолюдин проходит жесткие испытания судьбы и в награду получает "полцарства и принцессу". В варианте Дэнни Бойла это бомж Джамаль Малик, оставшийся без родителей и переживший предательство родного брата. Случайно Джамаль попадает на игру "Кто хочет стать миллионером?" и выигрывает баснословную сумму денег.

А почему так повезло Джамалю? Да потому что он честен, порядочен, храбр, горд и способен бороться за свою любовь. Ведь, он пришел на игру совсем не из-за алчных побуждений - он пришел для того, чтобы найти свою потерянную "принцессу", которая обязательно увидит его по центральному каналу ТВ и незамедлительно объявится. Именно это и происходит на радость всем зрителям, как на экране, так и в зале.

Фильм снят по мотивам произведения популярного индийского писателя Викаса Сварупа и содержит характерные для индийского кинематографа приемы - категоричное деление героев на "плохих" и "хороших", где первые обязательно проигрывают и получают по заслугам, а вторые справедливо вознаграждаются (причем, вполне приличной суммой денег!). Не удержался режиссер и от "фирменного" танца, в исполнении поющих героев, что добавляет фильму особый шик и колоритность.

Фильм смотрится на одном дыхании и среди засилья "идеальных картонных" картин выглядит очень свежо, что сравнимо по эмоциям с ощущениями жителя мегаполиса, отдыхающего в уик-энд за городом на лоне природы. Дэнни Бойл мастерски сочетает голливудскую школу и свой режиссерский талант с эстетикой индийского кино, создавая для зрителей легкую, живую, красивую и увлекательную историю, не лишенную душещипательных моментов и трагических переживаний, и заставляющую зрителя (пусть ненадолго) поверить в то, что каждому человеку может улыбнуться счастье.

Особый респект композитору и саунд-продюсеру. В фильме используются потрясающие по своей гармонии и аранжировке мелодии, а финальная песня по-настоящему имеет все шансы стать стопроцентным хитом!

Национальный миф

Смотрю, в последнее время все чаще попадаются фильмы, несколько переиначивающие взгляд на исторические события времен 1917 года. Переиначивающие по сравнению с тем, как мы привыкли изучать в школе (ну это те, кто еще изучал). Адмиралы там всякие и иже с ними. Вот позавчера какое-то кино шло, я не с начала смотрела, названия не знаю. По сюжету - почти те же самые неуловимые мстители, только наоборот: компания аристократов пытается спасти императорскую семью. Ну и герои чуть постарше неуловимых. В остальном дискурс не поменялся: такие же стрелялки, погони, конспирация, большая идея и так далее. Если выключить звук, то даже не сразу станет понятно, кто за кого. Но деление на "своих" и "плохих" заметно с первых кадров. Только раньше своими были красные, а теперь - белые. Вот и вся разница.

Эпоха таких фильмов говорит о том, на мой взгляд, что Россия всячески старается отодвинуться от совкового прошлого и вернуть былой имперский лоск. То есть идея России не как преемницы СССР, а как преемницы Российской империи. Идея не хуже других, вполне имеющая право на жизнь. Во что выльется - это уже от реализации зависит, как обычно.

На фоне наболюдения реализации этой национальной российской идеи я не могла не подумать про идею украинскую. И что же? Нет ее! Посмотрите, сколько лет жила Украина светлым будущим: объединение, независимость, суверенность, самостийность. Формально мы все это получили, идея реализовалась не в мифологическом дискурсе, а вот, в реальности. И что? А то, что мы теперь не знаем, что с этим всем делать. С одной стороны, надо теперь в реальности эту самую Украину строить, потому что оказалось, что одной только самостийности и независимости еще недостаточно для процветания государства. С другой стороны - теперь надо и о новой идее позаботиться, объединить народ новым национальным мифом. А объединять-то нечем. Отсюда берутся всякие попытки пересмотреть историю (пересмотреть в смысле провести инвентаризацию) и вынести что-то на шатндарты. Но тут тоже не разгонишься. Петлюра, Мазепа, УПА и прочие - все те персонажи и организации, которые могли бы стать альтернативой пантеону советской Украины, выглядят в народном сознании очень неоднозначно, а это значит, что попытки их безусловной героизации производят еще больший раскол в массах. Голодомор - тоже не очень хорошая идея для объединения народа. Во-первых, мы уже тут не первые. Первыми были евреи со своим Холокостом. И надо сказать, эта идея их сплотила отлично. С другой стороны - у Холокоста и масштабы другие. Тут не надо было ездить по государствам и выклянчивать признание факта геноцида, как это делал наш народный пчеловод. Идею геноцида попробовали подхватить армяне. Честно говоря не следила, что у них из этого вышло. В любом случае, после евреев и армян очередное вознесение геноцида в национальный миф - выглядит не очень-то интересно. И с точки зрения мировой общественности, и с точки зрения внутренней политики. Не очень понятно, чего предполагалось добиться. Разве что денег на памятнике и образовательных программах отмыли. Так это можно было и с меньшим шумом сделать.

В общем, куда бежать современной Украине - не ясно. Ясно, что на данный момент нет у нас на горизонте никакой национальной идеи, никакого мифа, который мог бы стать объединяющим для населения. В прошлом я таких мифов не вижу. Все что могло бы стать "легендой" - уже испоганили неудачными попытками и пропагандой. Мифы и идеи будущего, на мой взгляд, кажутся неконструктивными. И та же идея "незалежной Украины" замечательно это продемонстрировала. Равно как и другие идеи будущего: коммунизм и так далее. Будущее имеет свойство наступать очень быстро и на глазах у граждан, поэтому тут заниматься мифотворчеством весьма сложно. Остается одно: создавать мифы настоящего времени. Придумать идею, которая будет характеризовать Украину и украинца сегодняшних, а дальше уже вызывать у народа желание этому образу соответствовать. Что из этого выйдет? непонятно. Потому что даже самый замечательный конструкт у нас могут испоганить отвратительной реализацией.

У той же России на нашем фоне очень неплохие шансы создать новое идеологическое государство. Потому что в постперестроечные годы никакой идеи не было. В воздухе витал лишь дух "западной свободы", но как только стало понятно, что никакой особой "западной свободы" не существует - он развеялся. А теперь даже возврат к дореволюционному прошлому может сыграть положительную роль: это было не так давно, это можно хорошо обыграть, это можно противопоставить "совку", который многие ненавидели. Причем можно противопоставить столь аккуратно и изящно, что даже апологеты союза проникнутся дворянскими собраниями и торговыми домами "Никанорофъ и сынъ" со столетней историей. А мы так и будем пчелок разводить всей страной.