суббота, 3 октября 2009 г.

Три цвета. Синий. Кесьлевский

Смена временных поясов привела к тому, что до рассвета не могу уснуть и смотрю по телевизору всё, что они предложат. Сегодня ночью были предложены: Аргентинский фильм "Сбежавшая невеста", комедия "Дежавю" и "Три цвета. Синий" польского режиссера Кшиштофа Кесьлевского, снятого им уже после эмиграции во Францию. Если в польский период он в своих фильмах пытался переосмыслить христианские заповеди, то в трилогии "Три цвета" он размышляет на тему слоганов французской революции "Свобода, равенство, братство". Синий цвет, как раз символизирует свободу, и в своем фильме режиссер пытается ответить на вопрос "Что есть свобода для отдельно взятого человека". Жюли, которую играет знаменитая французская актриса Жюльет Бинош, приходится начинать свою жизнь сначала после гибели мужа, знаменитого композитора и их пятилетней дочери. Порвать с прошлым кажется ей единственно верным решением, продать дом, где они жили, переселиться в парижскую квартиру, порвать связи с теми, кто напоминает ей о прошлой жизни, выбросить неоконченную партитуру мужа, к которой, как оказывается, она имеет непосредственное отношение. Но на самом деле, оказывается, что обрекая себя на разрыв с прошлым, вместо желанной свободы она попадает в западню, прошлое каким-то образом настигает ее, то в иде мышей, расплодившейся в ее кладовке, то в виде передачи по телевизору, где из общий с мужем друг Оливье, к тому же влюбленный в нее, дает интервью и берется закончить партитуру ее мужа. Из той же передачи, где были представлены фотографии ее мужа, она догадывается, что у него была любовница. Прошлое ее снова настигает, и есть лишь один выход из этой ловушки, впустить прошлое в себя, только обретя снова свое прошлое, каким бы болезненным для нее это не было, можно обрести подлинную свободу, и главный проводник в эту свободу - музыка, их общая с мужем музыка, которую они сочиняли вместе, и которая теперь становится их общей музыкой с Оливье. Ей больно узнать, что она была не единственной возлюбленной мужа, и что другая женщина ждет от уже мертвого ее мужа ребенка, и снова она находит единственно для нее верный выход - прощения и примерения, она дарит дом своего бывшего мужа его будущему сыну, который будет носить его имя.

Неблагодарное дело пересказывать фильмы Кесьлевского, потому что хрупкая ткань его фильмов сплетается из деталей, из музыки, из цвета (синего в этот раз), это и сгорбленная старушка, идущая выбрасывать пустую бутылку в мусор, это и мать Жюли, которая живет в доме престарелых, и которой отказала память, это хрустящая синяя бумажка от конфеты, которая предугадывает будущую катастрофу, детали, которые невозможно пересказать, но которые наполняют фильм и заставляют задуматься над тем, чем является свобода для каждого из нас.

Комментариев нет:

Отправить комментарий