суббота, 7 ноября 2009 г.

О чтении. Часть вводная ,возможно, первая.

Вы ведь прекрасно понимаете, что мне не хочется превращать ЖЖ в сочинение о том, " как я провел лето", но время и моя неспособность выражаться самобытно берет свое.

С недавнего времени я начала вчитываться в Хемингуэя. Просмотрев две повести вышеупомянутого классика американской литературы я усвоила несколько вещей. Первое:сильные неожиданные эмоциональные потрясения, как то: смерть, война, неизлечимые болезни (продолжите список,если знаете,что можно в него добавить) и тому подобное, застающее человека "врасплох", так сказать - зачастую вырабатывают в писателе чувство пропорции. То есть вводят в то пограничное состояние, которое необходимо для выдачи на гора  качественного осмысленного продукта интеллектуальной деятельности (безусловно, существовали мастера, которым удавалось собственноручно сотрясать собственное внутренне устройство с такой же силой без объективных внешних и видимых воздействий катастрофического толка), которое позволяло с одной стороны создавать шедевры мировой литературы, казалось бы, совершенно бессознательно, а с другой, - если отбросить все необъяснимые (и от того мистические) составляющие творческого процесса , например словоформу вдохновения, - и по понятным причинам законченные и цельные произведения. Все это, как мне кажется, обуславливается рядом очевидных причин. Первая причина это сиюминутное осознание собственных возможностей мышления соответственно средствам их выражения. Поясню. В процессе создания формы слова из формы мысли писатель зачастую медлит. Медлит он не по причине невозможности нахождения нужной соответствующей единицы образа множеству вариаций слов в принципе, а  потому, что желает пришедшую на ум не весть откуда форму обтесать (что зачастую оказывается верным решением, но в редких случаях попадается и бриллиант, который можно лишним движением непоправимо испортить) до абсолюта. Абсолют писателя суть неразрывность субъективного и интерпретируемого при их полнейшей неоднозначности (как,помните, история у Брюкнера с его средним серым человеком, задумавшем (и создавшем в последствии) написать лучший роман всех времен). С одной стороны хороший писатель всегда играет с вами, с другой - всегда предельно искренен, настолько, что даже слегка пугает. 

Вот сейчас прямо я сделаю еще глоточек, понежусь под прикосновениями музыки и продолжу.

Да.....Так вот.

Функция "писательского тесака" заключается в том, чтобы как можно более незаметно для читателя оформить переход от субъективной интерпретации к читательскому восприятию образов, оставив между этими двумя эмпирическими единицами  значительную прореху, так сказать "двадцать пятый кадр". Это как раз та штука (простите, если я напилась, и выражаться литературно соответственно заявленной теме уже не готова), которая в простонародье называется "цепляет". Мы не станем здесь говорить о ремесленниках (то бишь о литературоведах) от литературы, которые осмысляют текст в двух (а то и более) плоскостях, а тронем только созерцателей литературы, которые осмысляют его только системе дуалистической "нравится - не нравится" . Так вот собственно "цепляет" как раз то, что мы, простые чтецы - созерцатели объяснить не способны в силу, возможно, недостатка теоретических знаний, а возможно просто в силу недостатка читательского опыта. Нас поражает в прочитанном классике то, насколько "точно он сумел подобрать слова", описать ситуацию, обозначить акценты. При том совершенно не важно, совпадет ли выраженное мнение с нашим собственным, и соответствует ли высказанная позиция нашим представлениям о мире - важно то, насколько понятно автор смог выразить свою. Благодаря точности и конкретике, если хотите - логике, - мышления и абсолютному соответствию выбора формы выражения идей автора мы и получаем единицу мысли.

Чувство пропорции, в данном контексте раскрывающаяся как минимальное расстояние между "частным" и "целым", и дает тот эффект определенности и ясности, который успокаивает человеческое сознание, страшащегося любого неизвестного. Но мы ведь с вами прекрасно понимаем (мы же интеллигентные люди), что это всего лишь  иллюзия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий