вторник, 15 декабря 2009 г.

Мотивация: ДОМИНИРУЮЩИЕ ПОТРЕБНОСТИ

ДОМИНИРУЮЩИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ



У новорожденных и младенцев, наряду с органическими потребно=стями в пище, тепле и т. п., имеются и потребности, отражающие их психическую активность. Многие авторы (Л. И. Божович, 1968; М. Ю. Кистяковская, 1965; А. М. Фонарев, 1977 и др.) отмечают наличие у детей потребности во впечатле=ниях. После рождения ребенок обнаруживает тягу к новым впечатлениям, жадно ловя лучи света, прислушиваясь к разным звукам, замирая от прикосновения к сво=ему телу. При этом чем сложнее и необычнее объект, тем больше он приковывает внимание ребенка, тем дольше ребенок проявляет к нему интерес. С течением вре=мени потребность во впечатлениях постоянно увеличивается (Ж. Пиаже, 1969; Д.Бруннер,1971).





Другой ярко выраженной потребностью детей, начиная с младенческого возра=ста, является потребность в активности, отражающая «нужду» органа в активности («работа строит орган»). Дети постоянно придумывают себе занятия, перехо=дя от одних манипуляций с предметами к другим, от одной игры к другой. Вялость ребенка, его пассивность служат признаком его болезненного состояния или дефек=тов развития («анакликтическая депрессия» у детей с явлениями госпитализма, опи=санная Р. Спиц). Еще одной потребностью маленьких детей является нужда в мате=ринской заботе, ласке, нежности, любви, а она со временем трансформируется в потребность в поддержке и признании (Д, Б. Эльконин, 1989; Т. В.Драгунова, 1961; Л.И.Божович, 1968).

С возрастом изменяется не только структура мотива (увеличивается число факторов, учитываемых при формировании намерения), но и ее содержание за счет смены доминирующих мотиваторов, в частности доминирующих потребностей. Например, А. Маслоу считает, что у человека с момента рождения последователь=но появляются и сопровождают взросление следующие семь классов потребностей (рис. 9.1): 1) физиологические (органические) потребности; 2) потребности в бе=зопасности; 3) потребности в принадлежности и любви; 4) потребность в уважении (почитании): 5) познавательные потребности; 6) эстетические потребности; 7) потребность в самоактуализации.



Неслучайно Л. С. Выготский считал, что сущность переходных или критических периодов развития коренится в изменении потребностей и побуждений ребенка.

По данным Т. Бауэр, М. И. Лисиной и других психологов, у 6-летнего ребенка обостряется потребность в познании объектов внешнего мира, значимых для общества, к 9 годам получают развитие потребности в признании другими людь=ми, в 15 лет основное место занимают потребности в развитии способностей, приобретении умений, в 15-17 лет отчетливо проявляется потребность в само=реализации. При этом потребность в признании другими людьми, в определенном положении в системе общественных отношений в разном возрасте понимается по-разному. У подростков - это положение (социальный статус) в группе сверстни=ков, а у старшеклассников - положение как членов общества (Л. И. Божович).

Как показал Л. П. Кичатинов, среди факторов, влияющих на побуждение к пред=метной деятельности, в младшем дошкольном возрасте ведущую роль играет по=лучение удовольствия от деятельности и стремление к овладению деятельностью (формированию умений). В старшем дошкольном возрасте чаще всего называется стремление к овладению деятельностью, в младших классах школы - опять удо=вольствие, полученное от деятельности. В средних классах деятельность приобре=тает другой смысл; она рассматривается многими как средство самосовершенство=вания. В старших классах поводом для деятельности является интерес не вообще к ней, а к конкретному ее виду.

Потребность в справедливости и щедрости, по данным Н. В. Рогава (1977), у младших школьников находится в зачаточном состоянии. У многих подростков она уже выражена, а в старшем школьном возрасте активно формируется. При этом старшеклассники активно защищают свои и чужие права.

Изменяются с возрастом и эстетические потребности. В 2-3-летнем возрасте проявляется устойчивое осознанное стремление детей к музыке, а на 4 году жизни резко увеличивается число детей, импровизирующих при пении (К. В. Тарасова, 1988). В 7-10 лет проявляется повышенное стремление к музыкальному исполнительству и творчеству, в 12 лет начинает появляться интерес к истории и теории музыки, отчетливо проявляются музыкальные предпочтения. Характерно, что во всех возрастных группах эстетические потребности больше выражены у девочек и девушек.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий