вторник, 2 марта 2010 г.

Три истории на одну тему



История одного инфаркта

Лет двадцать назад, когда у меня был знакомый, очень известный советский архитектор. Я не буду называть его фамилию - вы поймете почему. На том этапе жизни я увлекалась историей архитектуры, просто так, для себя. Водила дружбу с реставраторами, историками культуры, скульптурами, художниками, дизайнерами (разумеется, большинство контактов активно до сих пор , особенно московских). Этот человек построил много замечательных зданий, он был, по оценке коллег, феноменально талантлив. Мы встречались с ним в конкурсной комиссии по утверждению нескольких российских памятников.  И каждый раз я узнавал от него столько нового, сколько, уверена, не дали бы тома прочитанных книг.

После одного из заседаний комиссии по выбору проекта памятника Достоевскому, мы с ним пошли в гости к одному художнику. Его мастерская находилась в старинном доме, построенном в стиле арт нуво. Моего знакомого "понесло", он прочел мне с ходу длинную лекцию о модерне и нюансах в строительстве конкретного дома. Он блистал, он играл мимикой, жестами, слова лились из него, как музыка. Он был немолод, но щеголеват, и сам наслаждался своей успешностью, талантом и блеском.

У этого же самого дома мы встретились через три дня. Я не узнала вчерашего бонвивана, излучающего уверенность в себе. Костюм, который сидел позавчера на нем, как влитой, выглядел грубой мешковиной, на лице была щетина,  под глазами жуткие мешки, голова, казалось, поседела полностью.

Рядом не было ни одной скамейки, только богатые клумбы. На фоне породистого богатого дома с легкомысленными завитушками, мой знакомый выглядел особенно жалко и нелепо, как виноватый двоечник, которого вызвали к доске.  Я не знаю, почему то, что я услышала, он рассказал мне. Может, просто подвернулась под руку, а ему хотелось выговориться.

Оказалось, после нашего последнего чаепития он пришел домой поздно, и ему передали, что его искали люди из КГБ.  Утром от перезвонил туда и узнал, что его отец реабилитирован. За отсутствием состава преступления. Этот архитектор, был, действительно,Он был весьма известный человеком, и его "уважили", передали весть лично, а не казенной бумажкой по почте. Типичная перестроечная история.

Но...

Мой знакомый был потрясен новостью. В свое время, чтобы поступить а архитектурный, он отказался от отца-преступника. Была какая-то комсомольская процедура отречения, и он прошел через эту пытку, сменил фамилию на материнскую, и получил свой профессиональный шанс, которым воспользовался вовсю.

- Понимаешь, я предатель. Я предал родного отца, давшего мне жизнь. Я - Иуда. как с этим жить, скажи?

Жить он не смог, в течение недели он слег и умер.

 



Комментариев нет:

Отправить комментарий