четверг, 12 марта 2009 г.

Травник по святцам I

Пока занималась тут агиографическими изысканиями, зацепилась за один фрагмент, вызвавший у меня чисто этнографический интерес. Вот и решила выделить в отдельную тему. Вычитала в житии святой Вальбурги (да-да, я снова о ней), что есть такая "Вальпургиева трава", которую клали около бидонов с молоком, чтобы защитить его от колдовства. Еще эту траву скармливали на хлебе коровам, чтобы увеличить их продуктивность.

Что же за трава такая - Walpurgiskraut? Название явно народное, современная ботаника такого не знает. Разнообразные источники в Интернете дают три варианта разгадки.

Вариант первый, сомнительный, - цирцея парижская, она же двулепестник парижский (Circaea lutetiana). По немецки - Hexenkraut, ведьмина трава. Ну, тут параллели становятся совершенно ясны, это идет из тех времен, когда Вальбургу уже ошибочно считали ведьмой. А Вальбурга - это вам не Цирцея. Кто ж будет ведьминой травой молоко от колдовства защищать? Что-то не верится, да и ссылка на такой вариант всего одна попалась. Единственное практическое применение этой травки - использование ее корней в качестве красителя.

Второй вариант, куда более убедительный, отсылает нас к папоротникам - гроздовник полулунный (Botrychium lunaria). Папоротники сами по себе достойны особого внимания из-за связанных с ними поверий, а гроздовник - в особенности. Его примета - спороносный лист-колосок на тонкой ножке. Этот колосок со спорангиями напоминает кисть цветов. Помните о цветке папоротника, который ищут в ночь на Ивана Купалу? Папоротники, как известно, никогда не цветут, но гроздовник способен ввести некоторых в заблуждение. О чудесных свойствах "лунной травы" говорили еще древние, в средние века ее выращивали алхимики для своих опытов, а в народной медицине она по сей день успешно применяется в качестве ранозаживляющего средства, от нарывов (наружно), при маточных кровотечениях. В Индии эту траву использовали при дизентерии. Но убедили меня не целебные свойства растения, а тот факт, что в научной литературе прошлых веков название "вальпургиева трава" упоминается как раз в связи с гроздовником. В конце XIX - начале XX веков ботаники в своих трудах скрупулезно фиксировали все названия растений, в том числе и народные. Вот два таких труда мне и попались на глаза в процессе поисков - "Синопсис среднеевропейской флоры" Пауля Ашерсона и Пауля Грэбнера, 1913 года издания, и "Флора Германии", Эрнста Халлиера 1879 года.



Страничка из "Синопсиса"

Гроздовник полулунный

К третьему варианту склоняют многие ресурсы в сети, в том числе и Википедия, которая при запросе о Вальбургиевой траве, отсылает к траве Иоанновой, сиречь зверобою (Hypericum perforatum). И вот тут позвольте мне не поверить. Ибо название Johanniskraut (нем.), Hierba de San Juan (исп.), St John's wort (англ.), erba di san Giovanni (итал.) и т.д. - весьма широко распространено и давно укоренилось. Кстати, и в славянских землях, хоть и не называли траву иоанновой, но поверья, с ней связанные, прямо указывают на Иоанна Крестителя. Вот тут-то, кстати, и происходит некоторое пересечение с предыдущей версией. Ведь когда цветок папоротника ищут? Ага, правильно - в ночь на Ивана Купалу. И зверобой собирали тогда же - как раз тут и встречаются две травки, путаются представления и названия.

Ну, о зверобое следует, думается мне, на Иоаннов день все же рассказывать, избегая при сем впадания во всякие языческие суеверия. А вот рассуждения о травках чудесных и о поверьях, с ними связанных, навели меня на мысль об одном дортмундском сказании, прочитанном на днях. Надо будет в скором времени перевести и выложить. Ох, чую я, растительные темы в моем журнале только начинаются.

ЗЫ. Напоминаю, что в этнографии, ботанике и народной медицине я абсолютный дилетант, все мои выводы - праздные рассуждения на заданную тему.

Комментариев нет:

Отправить комментарий