вторник, 22 декабря 2009 г.

Франческа Петрарка.

Вздыхаю, словно шелестит листвой

Печальный ветер, слезы льются градом,

Когда смотрю на вас печальным взглядом,

Из-за которой в мире я чужой.



Улыбки вашей видя свет благой,

Я не тоскую по иным усладам,

И жизнь уже не кажется мне адом,

Когда любуюсь вашей красотой.



Но стынет кровь, как только вы уйдете,

Когда, покинут вашими лучами,

Улыбки роковой не вижу я.



И, грудь открыв любовными ключами,

Душа освобождается от плоти,

Чтоб следовать за вами, жизнь моя.



 



*



О вашей красоте в стихах молчу

И, чувствуя глубокое смущенье,

Хочу исправить это упущенье

И к первой встрече памятью лечу.



Но вижу - бремя мне не по плечу,

Тут не поможет все мое уменье,

И знает, что бессильно, вдохновенье,

И я его напрасно горячу.



Не раз преисполнялся я отваги,

Но звуки из груди не вырывались.

Кто я такой, чтоб взмыть в такую высь?



Не раз перо я подносил к бумаге,

Но и рука, и разум мой сдавались

На первом слове. И опять сдались



*





Меня страшит немилосердный взгляд,

Где, надо мною власть себе присвоив,

Живет Амур,- и, как шалун побоев,

Бегу очей, что смерть мою таят.



И нет вершин, и нет таких преград,

Какие воля не возьмет, усвоив,

Что незачем изображать героев,

Когда свести в могилу нас хотят.



Из страха вновь себя подвергнуть казни,

Я отложить пытался нашу встречу

И, несомненно, заслужил упрек.



Но в оправдание свое замечу,

Что если я не уступил боязни,

То это - верности моей залог.



 



*



Но стоит улыбнуться ей, нежданно

Явив пред нами тысячи красот,-

В глубинах Монджибелло труд замрет

Хромого Сицилийца-великана.



Юпитер стрелы кузнеца Вулкана

В колчан миролюбиво уберет;

Восходит Феб на ясный небосвод,

И с ним Юнона вновь благоуханна.



Цветы и травы землю облекли,

Зефир к востоку реет неуклонно,

И кормчим покоряются рули,-



Уходят злые тучи с небосклона,

Узнав Ее прекрасный лик вдали,

Той, по которой слезы лью бессонно.



*



Благословен день, месяц, лето, час

И миг, когда мой взор те очи встретил!

Благословен тот край и дол тот светел,

Где пленником я стал прекрасных глаз!



Благословенна боль, что в первый раз

Я ощутил, когда и не приметил,

Как глубоко пронзен стрелой, что метил

Мне в сердце Бог, тайком разящий нас!



Благословенны жалобы и стоны,

Какими оглашал я сон дубрав,

Будя отзвучья именем Мадонны!



Благословенны вы, что столько слав

Стяжали ей, певучие канцоны,-

Дум золотых о ней, единой, сплав!



*



 



не был к нападению готов,

Не знал, что пробил час моей неволи,

Что покорюсь Амуру - высшей воле,

Еще один среди его рабов.



Не верилось тогда, что он таков -

И сердце стойкость даже в малой доле

Утратит с первым ощущеньем боли.

Удел самонадеянных суров!



Одно - молить Амура остается:

А вдруг, хоть каплю жалости храня,

Он благосклонно к просьбе отнесется.



Нет, не о том, чтоб в сердце у меня

Умерить пламя, но пускай придется

Равно и ей на долю часть огня.



 



*



Я изнемог от безответных дум -

Про то, как мысль от дум не изнеможет

О вас одной; как сердце биться может

Для вас одной; коль день мой столь угрюм



И жребий пуст - как жив я; как мой ум

Пленительной привычки не отложит

Мечтать о вас, а лира зовы множит,

Что брег морской - прибоя праздный шум.



И как мои не утомились ноги

Разыскивать следы любимых ног,

За грезою скитаясь без дороги?



И как для вас я столько рифм сберег? -

Которые затем порой не строги,

Что был Амур к поэту слишком строг.



 



*



 



Амур, прибегнув к льстивому обману,

Меня в темницу древнюю завлек

И ключ доверил, заперев замок,

Моей врагине, моему тирану.



Коварному осуществиться плану

Я сам по легковерию помог.

Бежать! - но к горлу подступил комок,

Хочу воспрять - и страшно, что воспряну.



И вот гремлю обрывками цепей,

В глазах потухших можно без запинки

Трагедию прочесть души моей.



Ты скажешь, не увидев ни кровинки

В моем лице: "Он мертвеца бледней -

Хоть нынче по нему справляй поминки!"



*



 



В колечки золотые ветерок

Закручивал податливые пряди,

И несказанный свет сиял во взгляде

Прекрасных глаз, который днесь поблек,



И лик ничуть, казалось, не был строг -

Иль маска то была, обмана ради? -

И дрогнул я при первой же осаде

И уберечься от огня не смог.



Легко, как двигалась она, не ходит

Никто из смертных; музыкой чудесной

Звучали в ангельских устах слова.



Живое солнце, светлый дух небесный

Я лицезрел... Но рана не проходит,

Когда теряет силу тетива. <



*



 



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий