суббота, 31 января 2009 г.

Без заголовка

О. Мой. Бог.

Я вчера посмотрела "Тоску" - ту самую, с Георгиу, Аланья и Раймонди - и просто потеряла дар речи. Постановка невероятно, бесстыдно прекрасна.

И всё-таки попытаюсь высказаться. Начну с персонажей. Каварадосси... идеален. Аланья, оказывается, доействительно очень хороший актёр. Первый раз в жизни я была на грани слёз в середине третьего акта - как он сыграл!.. И видно, что он не верит в возможность свободы, хотя как сладки мечты о ней, что он изо всех сил старается подыграть Тоске, что ему, в конце концов, уже не важно, умрёт ли он или будет жить, потому что он увидел её, обнял её, смог поговорить с ней и почувствовать себя живым. "Non temere che cadro sul momento - e al naturale" прозвучало даже с затаённой чёрной иронией. Никогда не думала, что в эту фразу можно вложить и такой смысл. И в кои-то веки рассказу о бесславной кончине Скарпиа он внимал не только с ужасом, но и сочувствием, и не дёрнулся от "Sei mia? - Si!", только устало прикрыл глаза. И во втором акте он был напуган, просто напуган, и не пытался изображать беззаботность. И этот его истерический смех... мда, все всё поняли, Китана нашла себе новый объект для обожания.

Тоска - лучше просто не бывает. Ну, с Кабаиванской их сравнивать нельзя, они просто очень разные, хоть и обе великолепны, а так - ни Гулегина, ни Бартолетти, ни, тем более, Беренс ей и в подмётки не годятся. И какая же она красавица! И какой голос! И какая игра!.. Тут мне и сказать нечего.

Скарпиа - что ж, у Раймонди огромный опыт исполнения этой роли. И пусть мне кажется, что Скарпиа должен быть холоднее и язвительнее, его трактовка образа очень убедительна. Скарпиа в его исполнении одержим страстями (да он и сам в интервью об этом говорил), его просто разрывает на части. А ещё он наслаждается каждой секундой происходящего. Очень умный садист, который с трудом сдерживается, чтобы не взорваться. Хищник. И что мне особенно понравилось, так это "декларация Скарпиа" - он поёт и смотрит на своё отражение в ноже. Ага, в том самом ноже...

И ещё Сполетта. Не знаю, может мне привиделось, но, по-моему, он влюблён в Скарпиа. А тот об этом знает и находит в этом особую пикнтность. Очень интересная идея, мне нравится. Придаёт характеру Сполетты особую выразительность, объём, что ли.

Остальные - нормально. Тюремщика вообще почти не видно, ризничий - ничего так, эдакая "убощица-тётя-Дуся", пастушок... мда, был бы хорош, если бы не пел с таким ярко выраженным английским акцентом, Шарроне - без претензий, Анжелотти - вполне себе беглый политзаключённый. Правда, слишком резвый для человека, теряющего сознание от голода. И отдельное "гип-гип-ура" парочке агентов без реплик. Уж очень симпатичные ребята.

О постановке - оригинально. Во-первых, чередование картинки спектакля и студии звукозаписи. Поначалу эта идея меня слегка обескуражила, но потом я усмотрела в ней определённую прелесть. Во-вторых, тьма, окружающая место действия создаёт интересное впечатление сродни тому, что и безбрежное белое пространство в "Матрице", - нереальность происходящего, театральность, несмотря на более чем реалистичные декорации. Хороший ход. В-третьих, реплики в зал произносятся (поются) как бы про себя. Это прекрасная возможность, которую даёт кино, и смотрится всё так гораздо органичнее. В-четвёртых, несколько моментов, когда пение остаётся на заднем фоне, а герои произносят слова... ну, произносят их, не поют, то есть. Наверняка найдутся те, кто с этим поспорит, но в киноверсии это простительно и, в какой-то мере, оправдано. Мне, по крайней мере, понравилось. Главное, что они с этим не перебощили. И в-пятых, задний звуковой фон в Сан Анджело - крики птиц и не безмолвная расстрельная команда. Немного реализма в противовес театральности.

Ну, и под конец трагедия стирается, когда последние ноты отзвучали, мы снова в студии, и кто-то из певцов (или дирижёр?..) напевает: "по домам, по домам" (радостно так), все улыбаются, болтают...

Короче, прекрасно проведённые два с небольшим часа. Единственное, что мне слагка отравило удовольствие, так это ужасные, бестолковые русские субтитры, но чёрт с ними. На них я почти и не смотрела.

Итог: Нэт, я твой должник. До гроба. =))

Комментариев нет:

Отправить комментарий