вторник, 17 марта 2009 г.

9:30 13 марта, Пурушоттам-матх, Пури





...Сидим во дворе матха со всеми вещами - менеджер гест-хауса испарился в неизвестном направлении. Жарко и душно, несмотря на относительно утреннее время. В храме идет ремонт и время от времени эфир режут противные звуки - пилят мрамор. Но нам сидеть в этом городе 10 дней, хошь-не хошь, а устраиваться придется....

Еще о маяпурском фестивале. Преданные стараются делать все, чтобы он давал преданным не только духовные впечатления, но и духовную информацию. Даже для русских устроили отдельные семинары - на родном языке либо с переводом. Уже второй год дают семинар знаменитые маяпурские пуджари - Джананиваса Прабху и Панкаджангри Прабху. Они рассказывают о поклонении Божествам, развеивая заблуждения и иллюзии преданных (семинар мы записали и разместим, как только вернемся в Россию). Также семинары проводили Чайтанья Чандра Чаран Прабху, Уттама Шлока пр. и другие проповедники.

Про русский день я уже немного писала, а больше и рассказывать особенно нечего. Лично мы ничего, кроме кухни Божеств не видели. Даже маха-прасада не увидели - Господь, видимо, решил научить нас бескорыстному преданному служению. Про парикраму мы тоже уже писали. На шесть с половиной дней мы выпали из маяпурской жизни и вообще из этого мира - куда-то в иное измерение.

А по возвращении нас ждало много других интересных событий. Столько, что успеть везде было просто нереально, приходилось выбирать.

Фестиваль в Шантипуре

Через день после окончания парикрамы, в двадаши, все преданные отправились в Шантипур на праздниу, посвященный Мадхавендре Пури - духовному учителю Адвайты Ачарьи и Ишвары Пури (у которого принял посвящение Сам Господь Чайтанья).

Об этом великом преданном можно рассказывать долго. Достаточно упомянуть, что он поклонялся Божеству Кришны во Вриндаване, на Говардхане; но когда Господь явился ему во сне и попросил принести для Него сандаловой пасты из Пури, он ни секунды не сомневаясь, отправился в путь. За 2000 км, через джунгли и воинственные мусульмансие царства. Когда он дошел до Ремуны (уже в штате Орисса), то остановился в храме Гопинатхи, где Божеству предлагают знаменитый на всю округу сладкий рис. Гопинатха Сам спрятал для Своего великого преданного горшочек с маха-прасадным рисом и ночью пришел во сне к пуджари, прося передать этот горшочек Мадхавендре Пури. Пуджари бросился в алтарь и, обнаружив спрятанный сладкий рис, побежал искать Мадхавендру Пури, прославляя его неслыханную удачу. Продолжение этой истории, а также множество интересных подробностей можно прочитать в "Чайтанья-чаритамрите" (Мадхья-лила, том 1).

Когда Мадхавендра Пури проходил через Шантипур, Адвайта Ачарья (Сам Господь Маха-Вишну!) принял его Своим духовным учителем. Адвайта Ачарья устроил в честь Своего гуру такой замечательный и роскошный праздник, что восхищенный Господь Чайтанья дал благословение, что каждый, кто будет принимать прасад на этом празднике, без сомнения, обретет чистую любовь к Богу.

В храм, построенный на месте дома Адвайты Ачарьи, которым до сих пор управляют Его потомки, когда-то приезжал Шрила Прабхупада. Это было еще до его отъезда в Америку. Он приходил и просто целыми днями повторял здесь святое имя. А уже собираясь в Бомбей за билетом на пароход, просил у Адвайты Ачарьи благословения на проповедь в странах Запада.

И вот результат этой проповеди - сотни преданных со всего мира приезжают на фестиваль в день ухода Мадхавендры Пури. Преданные слушают лекцию, принимают прасад, а затем раздают его местным жителям, дхама-васи. коих в этот день собирается немало. Люди стягиваются со всей округи, приезжая порой аж целыми грузовиками. И, кажется, это единственное место в мире, где очередь стоит не только на принятие, но и на раздачу пищи! И хотя еще дает о себе знать усталость после парикрамы, преданные все равно едут сюда, чтобы стать хотя бы на шаг ближе к такой далекой пока цели - Кришна-преме.

На следующий день (9 марта) мы поехали в Экачакру и пропустили замечательный мини-фестиваль, когда Шри Шри Радха-Мадхаву катают на лодке по маленькому озеру возле самадхи Шрилы Прабхупады.

10 марта была Ганга-пуджа, и преданные снова носили воду для абхишеки Господа Чайтаньи - в маленьких глиняных кувшинчиках. А мы с утра побежали в Интернет, чтобы получить праздничный даршан Шри Шри Даял Нитай - Шачи-суты; в этом году в России Гаура-пурнима на день раньше.

Гаура-пурнима

И вот наступил этот день. Идя на мангала-арати, мы заметили, что полная луна в небе стала темно-золотой, хотя еще накануне вечером она была серебристо-белой.

Среди русских преданных ходят жуткие легенды про мангала-арати в Гаура-пурниму в Маяпуре. Говорят, что в 4:30 алтарная забита настолько, что в нее не зайти. Не знаю. Индусы-паломники выстраиваются в очередь (прямо как в Южной Индии), и их прогоняют по широкому проходу перед алтарями. А остальное пространство алтарной забито преданными, пришедшими с самого утра поздравить Господа Чайтанью с днем рождения.

Мы честно собирались встать пораньше, но проспали и пришли только в 4:15. И без труда просочились к самому ограждению. Никакой страшной давки и толкотни не наблюдалось.

.А Божества были в белых с серебристо-зеленым одеждах. Они с легкой улыбкой смотрели на тянущихся к Ним преданных. и на паломников-бенгальцев, одни из которых не хотели уходить от алтаря, а другие вообще не смотрели на Божеств, больше интересуясь белыми кришнаитами.

На приветствие гостей не пустили вообще, и преданные свободно стояли, кто где хотел. Приветствие Панча-таттвы задерживалось - словно Господь хотел усилить желание преданных увидеть Его. Пуджари, вышедшего трубить в раковину, приветствовали дружным криком "Харибол!" и улюлюканием, перекрывшим громкий киртан. И вот Они вновь дают даршан Своим преданным - в новых белых одеждах, расшитых серебряными звездами. Алтарь был замечательно украшен цветами и гирляндами, которые еще больше подчеркивали красоту Господа.



Говорят, что в день Гаура-пурнимы Маяпур посещают 100 000 индусов. Действительно, парк между храмом и самадхи напоминает делийский ж/д вокзал. Или муравейник. К счастью, индусы всегда стараются держаться вместе и ходят только по "протоптанным" ими же дорожкам - поэтому в остальных частях Маяпура довольно спокойно.

В день Гаура-пурнимы вся Индия празднует Холи, обсыпая все движущиеся существа цветными порошками и раскрашивая их во все цвета радуги. В штате Бихар, говорят, праздник идет аж трое суток - но рядом с Маяпуром (на территории ИСККОН "праздновать" Холи строго запрещено) все заканчивается к полудню. Подождав для верности до трех дня, мы отправились на Гангу.

Говорится, что в Гаура-пурниму тот, кто хочет обрести любовь к Кришне должен (по возможности) сделать три вещи: поститься до восхода луны, поучаствовать в абхишеке Господа Гауранги и омыться в Ганге.

Ганга - это вода, стекающая с лотосных стоп Господа, так что омовение в ней равносильно купанию в чаранамрите. В этом году Гангадеви опять решила сменить русло - река чуть отодвинулась, а метрах в 15 от берега всплыл небольшой островок. Так образовался бассейн-"лягушатник", достаточно глубокий для омовения, но абсолютно безопасный. В нем счастливо плескались вайшнавы всех возрастов и национальностей. Мы тоже погрузились в прохладную зеленоватую воду, моля мать Гангу о возможности получить милость Господа Чайтаньи. Говорят, что недалеко отсюда, в месте под названием Самудрагарх, олицетворенный океан совершал аскезу, чтобы получить милость Ганги деви. Ведь Господь Гауранга вечно живет на ее берегу, подобно тому, как Кришна никогда не покидает берегов Ямуны.

Мы вернулись в храм как раз к началу абхишеки. Преданные уже пели киртан на поляне перед зданием Лотоса, ожидая прихода Именинника на праздничное омовение. Для Него построили три беседки. В первую принесли Божества Гаура-Нитай (Их омывали мужчины); в среднюю - Гаурангу из Панча-таттвы и Маяпур-чандру с алтаря Радхи-Мадхавы (только для учеников Шрилы Прабхупады, санньяси и пуджари); а в третьей беседке Чайтанью Махапрабху омывали матаджи.

Возможность "официально" омыть Божества в день Гаура-пурнимы здесь, между прочим, стоит денег: 250 рупий с человека. Плюс есть возможность приобрести медный, серебряный или золотой калаш - от 2500 рупий. Честно говоря, ум сначала возмущается: "Ну и организаторы! Да за что же столько платить?!", но потом приходит осознание того, что, отдав за возможность омыть Господа кровные денежки, начинаешь куда больше эту возможность ценить. По крайней мере, никто не пришел в штанах или пенджаби, рискуя не быть допущенным на абхишеку. И вообще, все было очень солидно и торжественно.

Несколько сокровенных мгновений, когда стоишь перед Господом с раковиной в руках, всегда пролетают быстро. Но пить глазами Его красоту хочется бесконечно! И мы заняли места в рядах зрителей, певших киртан. И не пожалели! Медитация на прекрасную форму Господа хотя бы в течение часа необыкновенно успокаивает ум и надолго остается в сердце.

Когда уже совсем стемнело, наступила кульминация всей церемонии - пушпа-абхишека. Когда Божеств осыпают цветочными лепестками, это всегда выглядит красиво, а когда это делают шесть человек одновременно. это потрясающе! Фигуры Божеств быстро скрылись под разноцветным ароматным ворохом - и тогда пуджари начали разгребать и раскидывать лепестки прямо в толпу. Из киртана скоро пропали звуки физгармонии - музыкант не мог найти клавиши под грудой лепестков. То тут, то там возникали цветочные вихри - преданные счастливо осыпали друг друга маха-прасадными лепестками. Вот это настоящий праздник, куда там Холи! А Гауранга загадочно улыбался, глядя на весь этот цветочный беспредел и счастливые лица вайшнавов.

Напившись раздаваемой в нескольких местах сладкой чаранамриты, мы отправились продолжать праздновать на. русскую Гаура-пурниму. Живущие в Маяпуре русские преданные, собрав команду добровольцев из приезжих, в этом году снова устроили отдельный праздник для русскоговорящих вайшнавов - чтобы индийские реалии не мешали преданным сосредоточиться на медитации на Господа Чайтанью в день Его явления. Прочитать лекцию пригласили учеников Шрилы Прабхупады, провели абхишеку Гауранге и Нитьянанде, долго пели киртан. Но мы добрались только к заключительной части программы - уникальной в своем роде, поскольку такой замечательный экадашный прасад не может приготовить никто, кроме русских преданных. Да, это было действительно достойное завершение празднования Гаура-пурнимы!

.Мы возвращались домой по стремительно пустеющим дорожкам, глядя на золотую луну и благодаря Господа Чайтанью за возможность участвовать в праздновании дня Его явления в Маяпуре.















Комментариев нет:

Отправить комментарий