вторник, 1 декабря 2009 г.

KISLOROD

Продолжаю репортажи с Недели российского кино в Берлине. Сегодня был на очереди фильм “КИСЛОРОД”:

режиссер/сценарий Иван Вырыпаев

продюсер Вадим Горяинов, Леонид Лебедев, Валерий Тодоровский

оператор Андрей Найденов

композитор Айдар Гайнуллин, Андрей Самсонов, Сергей Ефременко, ...

жанр драма

сборы в России $164 161

премьера (РФ) 30 июля 2009,

время75 мин.

Очень странный фильм. Получил высшие награды на КИНОТАВРЕ в Сочи. Говорят - музыка отличная. Может, и отличная. Она имхо тонет в общем визуальном, акустическом и текстовом напоре на зрителя, который явно не считается с реальными границами человеческой способности к восприятию. Режиссёр избрал агрессивную стратегию. Он во всеоружии: “В нем (в фильме - Л.Л.) задействованы все известные технологии: анимация, документальный фильм, хроника, художественный фильм, фотосъемка, компьютерная графика. Я думаю, это картина для тех, кто хочет размышлять о вечном”. (http://www.kislorod-film.ru/about/)

Но именно до этого - т.е. до размышления - у зрителя дело не доходит. Когда ему размышлять, если его бомбят клипами, музыкой, проповедями, цитатами, сменой мест действия от Серпухова до Гонконга, всяческой сомнительной “красотой” и неуместной на фоне этого вселенского бардака религиозной мудростью? Тут только успевай головой вертеть и глазами/ушами хлопать. Спасибо режиссёру и на том, что продолжается весь этот террор в общей сложности всего 75 мин. В Берлине зрители с фильма уходили - даже и 75 мин. отсидеть было выше их сил. В России он, невзирая на все награды, сделал сборы, которые неловко здесь ещё раз цитировать - см. выше фильмографию.

Пытаюсь разобраться поэтапно. В фильме есть сюжет, он взят из криминальной хроники: некий серпуховской “бандюган” (определение авторское) по имени Сашка зарубил лопатой жену, ибо ему в Москве вскружила голову рыжеволосая красотка-обкурок по имени - бывают же совпадения! - тоже Сашка. Ну что ж, в нынешних криминальных хрониках и не такое найдёшь. Это, можно сказать, вполне себе заурядный случай. Сюжет происшествия повторен в фильме дважды: один раз он показан, а второй раз рассказан в формате не то ток шоу не то проповеди двумя ведущими (или диджеями?), бритым наголо мужчиной и женщиной-полькой с таким секси-акцентом, что шарман-шарман. Они переносят событие в контекст евангельской заповеди “Не убий” и начинают её интерпретировать. Делают они это, на мой взгляд, довольно-таки банально и затянуто. Собственно, такой же приём использовали наши великие классики Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой - брали из криминальной хроники своего времени реальные сообщения и выстраивали на их основе сюжеты и философию своих гениальных романов. И надо признать, что даже у них, у сверхвеликих, это получалось не без занудства. О чём справедливо писали уже совремнние им критики. В фильме назидательный эпизод с двумя Сашками растянут на все 10 заповедей. Сашки, как небезызвестный Гаврила из другого великого романа (уже советского), то “служат хлебопёком”, то становятся “хорошим сыном”, ибо велика их любовь друг к другу... Зрителя бомбят уже православным рок-концертом, который плавно, без швов, перерастает в критику то ли исламского экстремизма, то ли мирового капитализма. И всё это с лёгкостью необычайной. В зале гремят и рычат квадро-колонки, экран заливается кровью, по нему гуляют сами по себе грешные рыжие кудри развратной московской Магдалены, периодически то справа, то слева вылетает топор Раскольникова орудие убийства лопата, колосится высокая конопля, по ней, как конь, носится голым и счастливым один из персонажей, пока не валится замертво, ибо у него аллергия на траву... И так все 75 минут.

"Кислород" был изначально театральной пьесой 2001 года рождения. Пьеса имела успех. И автор, ставший известным и влиятельным, решил переработать её в фильм. Увы, это была неудачная идея имхо. Хорошая пьеса стала плохим фильмом. Плоским. Тяжёлым. Претенциозным. А может, и пьеса не была такой уж удачной, как показалась неискушённой публике 10 лет назад? И благодаря фильму с его цыганским разгулом это стало очевидно?

Я не против православных рок-концертов. Почему бы рок-музыке не послужить добру и милосердию в любом формате? Говорят, что у пресловутого Билла Грэхэма на его стадионных проповедях выступали на подтанцовках суперзвёзды мировой поп-культуры, причём совершенно даром. В это трудно поверить, но есть такой топик в международных СМИ. Нет, пусть бы они всё это делали и рассказывали в своём фильме. Только по-другому. Как именно, это должен знать тот, кто за это берётся. Но так, чтобы в конце не было мысли, с которой я сегодня покинула фестивальную киноплощадку: “И за ЭТО с меня сдрючили мои кровные восемь евро?”

Комментариев нет:

Отправить комментарий