среда, 14 января 2009 г.

TIM BURTON

Тим Бертон родился в далекой от кино семье бейсболиста и домашней хозяйки. Однако вместо того, чтобы заняться спортом или кулинарией, всерьез увлекся фантастическими фильмами.

О Бертоне мировая пресса заговорила, когда его кинокомикс "Бэтмэн" (1989) только в Америке принес прибыль в 250 миллионов долларов. "Бэтмэн" - человек-летучая мышь, благородный мститель, неуязвимый борец со Злом впервые появился на страницах журнала "Детектив-комикс" еще в 1939 году. К моменту выхода фильма Бертона он отметил полувековой юбилей. Для успеха "Бэтмэна" были нужны не только спецэффекты, но и звезды первой величины. И Бертон пригласил на роль демонического Джокера Джека Николсона, сыгравшего эту роль в экстравагантной клоунской манере. Николсон с поразительной пластической экспрессией и зловещей мимикой искаженного сложным гримом лица изобразил суперзлодея, самозабвенно учиняющего мерзкую вакханалию против Добра.

Для "Бэтмэна" были построены впечатляющие декорации по ассоциации с лентами немецкого экспрессионизма и американской гангстерской "черной серией" 40-х годов. Публика приняла картину с большим энтузиазмом. Хотя, на мой взгляд, "Бэтмэн" лишен аромата легкой пародийной стилизации, свойственной, скажем, лучшим работам С.Спилберга или Р.Земекиса.

После успеха "Бэтмэна" Бертон снял еще одну зрелищную картину - "Эдвард руки-ножницы" (1990). В ней он соединил волшебную сказку, комедию и фильм ужасов, и, шутя-играя, спародировал не только относительно новые "Кошмары на улицах Вязов", но и старые, классические ленты Роджера Кормэна. Наивный, добрый, неуклюжий и несчастный Эдвард, созданный гениальным ученым, вызывал не меньшее сочувствие и интерес, чем спилберговский "Инопланетянин". Молодой актер Джонни Депп превосходно вел эту роль, всякий раз находя всё новые и новые забавные подробности для своего персонажа. Партнершей Деппа по фильму была его тогдашняя невеста Вайнона Райдер.

В 1994 году Бертон поставил ироничную стилизацию - "Эд Вуд".

Эд Вуд - "самый худший режиссер всех времен" - встречает выброшенного из Голливуда, когда-то весьма популярного актера фильмов ужасов, завзятого наркомана Белу Лугоши и ставит с ним свой очередной "шедевр"...

По-моему, "Эд Вуд" - один из самых совершенных фильмов, созданных талантом Бертона. Превосходная черно-белая гамма этой картины блестяще имитирует китчевый стиль американского кинематографа класса "Б" эпохи 40-х - начала 50-х. Бертон буквально купается в пародийном материале. Плюс феерическое исполнение главной роли Джонни Деппом. Его Эд Вуд наивен, трогателен, фанатичен и маниакален. Возможно, лучшую роль в своей долгой карьере создал и Мартин Ландау. Легендарный Лугоши в его трактовке - настоящий продолжатель своего вампирского кинообраза. Трудно забыть его извивающие пальцы, черный плащ и тоскливый взгляд подслеповатых глаз.

"Передохнув" на артхаусе, Бертон в 1997 году снова вернулся к фантастике.

. На Землю нападают злобные марсиане в космических тарелках. Американский президент (Дж.Николсон) поначалу пытается вести с ними переговоры, но потом гибнет вслед за сенаторами и конгрессменами... Агрессивные гуманоиды беспощадны и коварны, но... И на старуху бывает проруха. Оказывается, их можно уничтожить... песней Элвиса Пресли...

В фильме "Марс атакует!" пародируются не только супербоевики типа "Дня независимости", но и фантастические ленты 50-х-70-х. В картине снималось огромное число голливудских знаменитостей. Дж.Николсон ироничен в ролях самовлюбленного президента и авантюриста из Лас-Вегаса. А поп-певец Том Джонс весьма достоверен в роли... певца Тома Джонса... От всей души посмеялся Бертон и над "бондовским" имиджем Пирса Броснана. Его мужественный персонаж превращен марсианами в некое подобие головы профессора Доуэля... Кроме того, в фильме "Марс атакует!" замечательно выполнены спецэффекты...

Следующий бэртонский хит вышел на экране в самом конце 90-х.

... 1799 год. В деревне под названием Сонная Лощина один за другим погибают люди. Их находят обезглавленными. А людская молва разносит легенду о всаднике-убийце, потерявшем свою голову... Власти посылают в Сонную Лощину молодого констебля (Дж.Депп), чтобы тот провел расследование...

Мастер стилизаций, Бертон здесь полностью в своей стихии. Фильм выстроен как завораживающий зрелищный аттракцион с шоковыми кровавыми сценами. Как коктейль жанров традиционного детектива и фильма ужасов, с цитатами из "первоисточников" 40-х - 60-х - мрачных готических фантазий с Винсентом Прайсом и Кристофером Ли... "Сонная лощина" - яркий образец театрализованного кинематографа, с героями-масками, великолепными костюмами, гримом и декорациями. Со слаженным актерским ансамблем, где каждый исполнитель точно ведет свою партию с помощью утрированных жестов и мимики. Это фильм для тех, кто в детстве любил слушать страшные сказки о Черной Руке и зачитывался историей о Всаднике без головы...

- Я обожаю монстров на экране, - говорит Бертон в одном из интервью. - Но единственный фильм, который меня по-настоящему испугал - "Экзорсист" Уильяма Фридкина.

Неужели и Тима Бертона можно испугать?

Комментариев нет:

Отправить комментарий