среда, 11 марта 2009 г.

О монастырских садах

С давних пор во многих монастырях России существовали плодовые, в основном, яблоневые сады, которые, как известно, служили образом рая. В некоторых таких садах имелись кедры и сосны. Например, кедры росли в садах ростовских Яковлевского, Варницкого и Борисоглебского монастырей. Великолепный кедровый сад сохранился в ярославском Толгском монастыре. В том же Борисоглебском монастыре кроме кедров были о сосны. Одна из них существует и в наши дни. Но до сих пор никто не объяснил, зачем эти кедры и сосны сажали в монастырских садах.

Понять символику кедра, а значит, и причины его появления в упомянутых садах помогает само его название. Ведь сосна сибирская стала именоваться кедром в древней Руси в результате уподобления ее кедру ливанскому, Который пользовался особым почитанием из-за неоднократного упоминания в Священном писании.

Из древесины ливанского кедра были построены дворцы царей Давида и Соломона.

Кедр, в также кипарис и певг пошли на строительство знаменитого храма Соломона в Иерусалиме.

Сосна обыкновенная в древней Руси отождествлялась иногда с упомянутым певгом, иногда  с ливанским кедром. А, согласно распространенному толкованию пророчества Исаии, крест, на котором распяли Иисуса Христа, был сделал из тех же кипариса, певга и кедра.

В сочинениях же о "крестном древе", бытовавших как на Востоке, так и в России, устанавливалось прямое родство между райскими деревьями, деревьями, срубленными для храма Соломона, и крестом Иисуса Христа.

Да и вся исключительно развитая символика креста была буквально пронизана напоминаниями о рае.

Таким образом, кедр, певг и кипарис напоминали о важнейших моментах как Ветхозаветной, так и Новозаветной истории, являясь как бы связующим звеном между ними. И, в частности, эти деревья являлись символом креста Господня.

Вполне закономерно, что наши кедр и сосна, унаследовавшие от ливанского кедра и певга столь значимую символику, нашли свое место в монастырских садах России. К сожалению, мне ничего не известно о попытках посадить в них кипарисы. Но исключать возможность таких попыток нельзя.

Во всяком случае, судя по старинным гравюрам, кипарисы издавна являются важным элементов подавляющего большинства монастырских ансамблей Афона.

Итак, если яблони и цветы монастырского сада символизировали рай, то кедры и сосны в соседстве с ними знаменовали крест, а значит, и искупительную жертву Иисуса Христа, свидетельствуя, таким образом, о возможности обретения этого рая.

А. Мельник. Опубликовано: "Ростовская старина", № 64, 27 декабря 1996.

Комментариев нет:

Отправить комментарий